Игра – самое главное занятие в жизни ребенка. А игры, которые создают дети самостоятельно, занимают совершенно особое место.
В сюжетно-ролевых играх детьми воспроизводят все, что они видят вокруг: разные проявления жизни, деятельность взрослых. Так ребенок начинает социализироваться, то есть вливаться в детский коллектив, моделируя свое поведение, развивая коммуникативные и лидерские качества, оценивая свои поступки и поступки сверстников. Сюжетно – ролевая игра носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Игра – отражение жизни. Сюжетная игра не требует от ребенка реального продукта, в ней все условно, все понарошку, как будто. В такой игре есть сюжет и роли. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.
Значение сюжетно – ролевой игры на развитие детей очень велико:
- в игре придумывается сюжет – значит развивается фантазия;
- ведутся диалоги между играющими– значит развивается речь;
- используются заместители предметов – развивается воображение;
- придумываются костюмы – дети проявляют творчество;
- в игре познается окружающий мир;
- развивается самооценка.
Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.