Адаптация детей раннего возраста

06.09.2020 19:31 Шулегина Л.Н.
Печать

Поступление ребёнка в детский сад всегда связано с большими     психологическими трудностями, что обусловлено переходом из знакомой и обычной семейной обстановки в среду дошкольного учреждения.

Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия.

Ранний возраст — это особый и очень важный период в жизни ребенка. Это период развития фундаментальных жизненных функций. Ребёнок учится ходить, говорить, обращаться и взаимодействовать с разными предметами. В этот непростой период очень важна внимательность и правильное воспитание, так как характер и функции головного мозга ребенка — это не только наследственный процесс, но и следствие взаимодействия с окружающей средой. Поэтому, в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.

Поступление ребёнка в сад вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье. Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребёнку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Прежде всего, необходимо максимально приблизить домашний режим к распорядку дня в детском саду. Также в детский сад дети должны поступать, имея навыки самообслуживания: самостоятельно ходить в туалет или пользоваться горшком, одеваться и раздеваться (взрослые могут только помогать), пользоваться столовыми приборами и салфеткой, пить из чашки и т. п. Кроме того, необходимо своевременно развивать у ребёнка чувство коллективизма, умение ладить с другими детьми, послушание. В детском саду все игрушки будут общими, а ребёнок должен будет подчиняться общим требованиям. В течение нескольких дней можно приводить ребёнка в детский сад на короткое время, постепенно «переключая» его на воспитателя.

Период адаптации может длиться от одной-трёх недель до двух-трёх месяцев и зависит от многих причин: от возраста, состояния здоровья ребёнка, от особенностей нервной системы, от отношения воспитателей к детям и конечно от того как родители подготовят ребёнка к детскому саду и что о нём будут говорить дома. Стоит помнить о том, что только при совместной работе и полном взаимопонимании между воспитателями и родителями адаптационный период пройдет максимально быстро и гладко.

Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и просыпается в бодром настроении, играет со сверстниками.